Улуру, или Айерс Рок – один из узнаваемых символов Австралии. Скала Улуру невероятно красива и по праву считается одним из самых замечательных чудес природы нашей планеты. С высоты птичьего полета она напоминает огромного отдыхающего слона, правда, не стоящего, а умершего посреди одной из самых жарких пустынь мира.
Первым европейцем, увидевшим Улуру в 1872 г., был Эрнест Джайлз. Он заметил скалу с берегов озера Амадиус, однако достичь её не смог. А через год на вершину чудо-горы поднялся английский исследователь Уильям Гросс; он и назвал каменную глыбу Айерс Рок в честь госсекретаря Южной Австралии Генри Айерса, ставшего позднее премьер-министром страны.
Фантастическая красная гора находится в 450 км от австралийского города Алис-Спрингс. Видимая часть Улуру поднимается на 348 м над равниной, однако около 600 м этого скального образования скрыто под поверхностью. Максимальная высота над уровнем моря составляет 869м. Длина – 3,4 км, ширина – 2 км, периметр около 9 км.
Уникальный горный исполин состоит из красного песчаника, особые свойства которого позволяют ему менять цвет в зависимости от освещения в течение суток. На рассвете чёрный силуэт горы светлеет, приобретая темно-лиловый оттенок. Солнце поднимается все выше, и Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотым. Весь день продолжается фантастическая игра цвета. К вечеру гора-«хамелеон» превращается в тёмный силуэт на фоне пустыни.
Миллионы лет назад в центре Австралии существовал горный массив, похожий на остров. Породы постепенно разрушались, оседали и образовывали гигантскую скалу. Хотя скала расположена в центре пустыни, на регион ежегодно обрушиваются ураганы, принося проливные дожди. Пустынный климат характерен колебаниями температуры: ночи здесь холодные, а полуденная жара достигает 38 °C. Камень при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, что и вызывает его растрескивание. Чередование жары и сильных ливней заставляет песчаник то сжиматься, то расширяться. Процесс этот не прекращается. Так появляются глубокие трещины на поверхности горы. Некоторые из них достигают глубины 2 м.
Скала Улуру образована почти вертикальными слоями чрезвычайно прочного песчаника, поверхность которого в результате окисления стала красной. С северо-западной и северо-восточной сторон эрозия прорезала в скале глубокие каналы, откуда во время дождей бурным потоком стекает вода, образуя эффектные, но недолговечные водопады.
Ученые считают, что удивительная гора имеет возраст более 600 миллионов лет! У ее подножия, а также в пещерах сохранились образцы древней наскальной живописи. Однако эти рисунки не дают однозначного представления об истории возникновения Улуру. Множество легенд повествует о создании сказочной горы. На скале изображены наиболее почитаемые божества аборигенов: Мала («Заячий кенгуру»), Куния («Женщина-питон») и Лиру («Коричневая змея»). У подножия скалы находится источник воды, куда на водопой приходят животные.
Улуру вместе с расположенной неподалеку скалистой формацией Ката-Тьюта ("Много голов") с 1977 г. входит в состав Национального парка Ката-Тдута. Местное племя анангу считает и Улуру, и Ката-Тьюта священными местами, где в древности случилась битва между людьми-змеями. Они рассказывают о женщине-питоне Кунии, которая приползла на Улуру, чтобы отложить яйца. Закончив кладку, она услыхала, что ядовитая Лиру, коричневая змея, убила ее племянника. Желая отомстить, Куния приползла к подножию Улуру, в место под названием Мути-Тьюлу. Там она встретила одного из слуг Лиру. Она попыталась заколдовать его танцем, но слуга поднял ее на смех. В гневе она схватила пригоршню песка и кинула на землю. И там, куда падали песчинки, и деревья, и травы становились ядовитыми. Но слуга Лиру только смеялся над ее попытками. В конце концов Куния схватила свою палку (вана) и ударила его по голове. Ее ярость была столь велика, что второй удар убил слугу Лиру. Глубокие вмятины от ударов ее палки все еще видны на Улуру – они впечатаны в камень. Куния и ее племянник превратились в радужных змей. Они до сих пор живут в Мути-Тьюлу и присматривают за племенем анангу.
Анангу, подобно большинству аборигенов Австралии, считают, что земля – это физическое проявление Сна (Тжукурпа) – вневременного момента, когда был сотворен мир. В это время духи предков обитали на земле в облике людей и животных. Некоторые из этих духов выползли из земли в виде гигантских змей, и это они придали планете нынешнюю форму. Духи предков также дали аборигенам законы, которым анангу следуют по сей день. Таким образом, эти древние верования являются для аборигенов важной составляющей духовной культуры. Аборигены верят, что священное место Улуру наделено особой силой, это дверь между миром людей и духов. Анангу не устают предупреждать, что Улуру и по сей день забирает себе человеческие жизни – и поднявшимся на гору несдобровать. Кто-то этим легендам не верит, но регулярные загадочные случаи с нечестивыми туристами заставляют задуматься - возможно, в чем-то аборигены и правы.
В древней легенде, которую австралийские аборигены передают из поколения в поколение, говорится о том, что возле небольшой еще скалы жили сразу два племени. Одно племя жило на стороне Улуру, которое всегда освещалось солнцем, а другое племя – в ее тени. Какому племени было комфортнее, вопрос спорный. Первое племя называлось Мала, а второе – Куния. Эти племена как-то раз были приглашены в гости к племени Виндулка. Кроме племен Мала и Куния, в гости были приглашены женщины-ящерицы. Эти прекрасные и соблазнительные создания входили в состав племени Лиру. По дороге к племени Виндулка представители мужской части Мала и Куния увидели женщин-ящериц и стали оказывать им знаки внимания. Что произошло дальше и достиг ли процесс ухаживания своей кульминации, в легенде не уточняется, но на праздник, устроенный племенем Виндулка, так никто и не явился. Либо ухаживания длились долго, либо женщины-ящерицы все же решили, что мужчины из племен Мала и Куния достойны их внимания. Племя Виндулка обладало огромной властью над силами природы, что совершенно напрасно упустили из внимания мужчины, увлеченные очаровательными женщинами-ящерицами. Колдуны племени Виндулка призвали на помощь гигантских собак без шерсти и змей, которые обитали в огромном количестве возле Ката-Тьюта. Жестоких, голодных собак и ядовитых змей направили к племенам Мала и Куния. Наверное, в тот момент любвеобильные представители этих племен сильно пожалели о своем мимолетном увлечении: в легенде говорится, что буквально за день Мала и Куния были полностью истреблены. После того, как все аборигены из двух племен погибли, Улуру еще сильнее поднялась из земли и поглотила в свои пещеры души умерших.
После этой трагедии среди аборигенов появилась еще одна легенда, что тот, кто заберет с собой хоть небольшой камешек со священной скалы, навлечет на себя гнев заключенных в скалу душ. Аборигены верят в этот миф, а вот туристы нет. Как показало время, напрасно. Почта Австралии буквально завалена посылками, в которых лежат небольшие камешки, взятые незадачливыми путешественниками с Улуру. Чтобы избавиться от проклятия, туристы отсылают свои страшные «сувениры» обратно.
После строительства в 50-х годах ХХ века автомагистрали, ведущей к удивительной скале, началось настоящее паломничество желающих увидеть это чудо света. Но рельеф поверхности Улуру настолько сложен, трещины и скользкие после дождей места плюс высокая температура затрудняют восхождение на гору. За первые 15 лет наверх поднялись всего 22 человека. В настоящее время количество исчисляется тысячами.
В 1985 г. правительство Австралии официально вернуло оба этих комплекса, Улуру и Ката-Тьюта, в состав Северных территорий аборигенов. Национальный парк находится на их священной земле, в том месте, где когда-то, по их понятиям, зародилась сама жизнь. С 1985 г. Улуру официально принадлежит племени анангу, правда, каменный гигант был сдан в аренду правительству сроком на 99 лет для использования в качестве национального парка. Ежегодная плата за аренду составляет 75 тыс. долларов плюс 20 % от каждого входного билета. Аборигены заинтересованы в развитии туризма и в соответствии с соглашением не препятствуют посещению вершины Улуру, к которой ведёт их священная тропа. А если учесть еще и то, что каждый представитель племени, одетый в национальный костюм (то есть практически голый), получает от туристов несколько долларов за фото рядом с ним, то можно сделать вывод: племя Анангу процветает.
К сожалению, взбираясь на вершину каменного исполина, туристы, которых анангу называют minga («чёрные муравьи»), не всегда ведут себя цивилизованно и загрязняют прилегающую к Айерс Рок территорию. Высокая температура воздуха и скользкая поверхность скалы превращают двухчасовой подъём на гору в небезопасное путешествие: здесь ежегодно гибнут туристы в результате падений, сердечных приступов и солнечных ударов. Коренные жители преисполнены надежды, что в скором будущем приезжие будут любоваться их древней горой, не испытывая потребности в восхождении на её вершину
ЮНЕСКО занесла священную скалу Улуру в Список Всемирного Наследия в 1987 году. Сложно представить Австралию без знаменитой Красной горы, которую часто можно увидеть на обложках путеводителей и фотоальбомов о самых интересных местах планеты.
Комментарии 4
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.