Остров Ольхон
Среди трех десятков байкальских островов, остров Ольхон, окруженный множеством древних мифов и легенд, выделяется особо - величиной, разнообразием ландшафтов, величием памятников природы. Ольхон находится на территории Прибайкальского национального парка и по достоинству считается одним из красивейших мест Байкала. Длина острова 73 км (между мысами Хобой и Умыш-Тамэ), ширина достигает 15 км. Площадь Ольхона около 700 кв.км, длина береговой линии около 210 км.
Существует, по крайней мере, две версии происхождения названия острова, обе проистекают из языка коренных жителей Ольхона - бурят. Согласно первой, название острова произошло от слова «ойхон» - «лесистый», согласно второй - от «ольхан» - «сухой». Обе вполне соответствуют облику Ольхона - он одновременно и сухой, и лесистый, поэтому отдать предпочтение какому-нибудь одному варианту затруднительно.
Люди очень давно поселились на Ольхоне - в Сарайском заливе найдена стоянка древнего человека эпохи палеолита, возраст ее оценивается более чем в 13 тысяч лет. В настоящее время Ольхон - единственный обитаемый остров на Байкале. В нескольких небольших поселках проживает около 1500 человек, в основном, коренное население - буряты. Род занятий - рыболовство и скотоводство. Самый большой поселок на острове - Хужир с населением около 1200 человек. Здесь находится единственное на Ольхоне промышленное предприятие - самый крупный на Байкале Маломорский рыбозавод.
История Ольхона корнями глубоко уходит в древность. Остров породил множество удивительных легенд и преданий. Подтверждением богатой истории Ольхона служат многочисленные исторические памятники и археологические находки, сделанные за более чем 200 лет изучения острова. На Ольхоне известно 143 археологических памятника, некоторые находятся под охраной государства, это наскальные рисунки, древние поселения, стоянки, погребения, культовые и оборонительные сооружения. К сожалению, многие археологические памятники были разрушены, в том числе и наиболее выразительные из них - древние каменные стены, цель возведения которых точно неизвестна до сих пор. Зато хорошо известна цель, с которой стены были разрушены в 1963 году - добытый камень употребили для укрепления мола в поселке Хужир.
Живая природа Ольхона в значительной степени пострадала от мощного антропогенного воздействия. По вине человека в последние десятилетия с Ольхона исчезли большой баклан, дрофа, волк, марал, косуля, сокол-балобан. Еще в XVIII веке на острове полностью извели соболя. Редкостью стала нерпа, обожавшая погреться под солнышком на прибрежных камнях. Встретить это уникальное животное теперь можно только на восточном берегу Ольхона. В самые последние годы с Ольхона полностью исчез гнездившийся здесь солнечный орел (он же императорский орел, орел-могильник). Тот самый священный Белоголовый Орел, герой многих древних байкальских легенд, сын Хозяина Ольхона, прародитель ольхонских шаманов, которому до сих пор приносятся жертвоприношения.
В настоящее время на острове обитает 135 видов птиц (кулик, утка, тетерев, глухарь, даурская галка, рогатый жаворонок, белопоясный стриж, каменка, трясогузка и др.). Двадцать видов млекопитающих (рысь, лисица, заяц, белка, хорь, ласка и др.), в том числе эндемичный зверек - ольхонская полевка, встречающийся только в прибайкальских степях; три вида пресмыкающихся и один вид земноводных. Из крупных хищников изредка в зимнее время встречаются одиночные волки, которые проникают на остров по льду. Крайне редко тем же путем заходят и волчьи стаи. Медведей на Ольхоне нет.
Ольхон достаточно велик для того, чтобы иметь собственные озера. Самые крупные и известные: Нурское, сливающееся с заливом Загли при высоком уровне воды в Байкале; Ханхой, с целым ожерельем археологических памятников; Шара-Нур, единственное соленое озеро на Ольхоне; Нуку-Нур, с невероятным количеством водных живых организмов. Рек на Ольхоне нет, известна лишь пара небольших ручейков, достигающих Байкала. В лесной части острова встречаются небольшие источники, питающие немногочисленные болота.
Ветер на Ольхоне дует часто и подолгу, при этом преобладают ветры северо-западного направления. Среднее количество дней с ветром более 15 м/с равно 148. Благодаря тому, что Ольхон вытянут вдоль Приморского хребта, сам являясь его отрогом, остров испытывает на себе всю силу горного ветра, включая самую свирепую его разновидность - сарму.
Часть Байкала, заключенная между западным побережьем озера и островом Ольхон, представляет собой уникальное водное пространство с особым микроклиматом и носит название Малое Море, говорящее об исключительности и известной самостоятельности. Самый большой остров среди бескрайнего Байкала, Ольхон - мир контрастов. Над ним всегда ярко светит солнце, пусть даже где-то поблизости гремят грозы и идут дожди. Юго-западная оконечность Ольхона отделена от побережья Байкала проливом Ольхонские Ворота, имеющим репутацию самого коварного места на Байкале.
Ширина пролива в узкой части составляет 1 км, длина пролива – до 7 км. Пролив Ольхонские Ворота имеет дурную славу из-за частой здесь толчеи крутых волн, достигающих иногда 5-метровой высоты, зимой на льду возникает множество трещин и пропарин, поэтому здесь никогда не делают ледовой переправы для автомашин. Сразу после паромной переправы, после подъема на гору открывается красивый вид на залив Загли. В июле 2005 г. ОАО Иркутскэнерго при содействии научно-исследовательского флота Лимнологического института осуществлена по дну пролива Ольхонские Ворота прокладка высоковольтного кабеля для электрификации острова Ольхон.
Залив Загли считается самым солнечным местом в Иркутской области. Количество солнечных дней в 3 раза больше, чем в Иркутске, и составляет 2200–2400 часов в год, как на кавказских курортах (для сравнения: на Рижском побережье – 1830 часов в году). Осадков выпадает такое же количество, как в сухих степях Казахстана. Берега без единого кустика. Соседний глубоко вдающийся в сушу залив, расположенный севернее, – Хул, отделен от Малого Моря мысом Хорин-Ирги. В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур, напоминающее своим контуром сердце.
Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной шириной около 4 м и стенками высотой до 10 м до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья. Зимой около западной оконечности его ежегодно образуются опасные пропарины во льду и возникает становая щель. Скалы мыса привлекают внимание сокуями – ледяными наплесками, образовавшимися при замерзании озера. При сильном шторме наветренные скалы могут быть покрыты наплесковым льдом до 10–20 м в высоту и толщиной до 10–15 см. С северной стороны отвесные скалы мыса на десятки метров вверх покрываются сплошным наплесковым льдом, а расщелина живописно обрастает причудливыми ледяными украшениями. По обилию, красоте и постоянству образования ледяных украшений на прибрежных скалах на Малом Море выделяются только два места: мыс Кобылья Голова и скалы Саган-Хушун в северной части Ольхона.
Существует легенда о воинах Чингисхана, якобы останавливавшихся табором на этом мысе и оставивших после стоянки огромный чан. Легенду эту опубликовал в 1761 г. немецкий историк академик Г. Миллер в «Истории Сибири», названный за свой знаменитый труд «отцом сибирской истории»: «По рассказам монголов, Чингисхан имел свое главное местопребывание при реках Ононе, впадающей в Шилку, и Куринлуме, впадающей в озеро Далай. Они же рассказывают, что Чингисхан иногда доходил со своими кочевьями до озера Байкал. Доказательством этого должен будто бы служить таган, поставленный им на горе на острове Ольхон, который находится на указанном выше озере, и на тагане большой котел, в котором лежит лошадиная голова. Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятным, так как первые завоеванные Чингисханом земли – Китай и Тангут – лежат поблизости». Подтверждения в исторических источниках легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Всего вероятнее, сказалась традиция все более-менее значительные средневековые каменные стены и найденные предметы относить к деятельности Чингисхана. Хотя на самом деле каменные сооружения на Ольхоне были возведены курыканами еще до рождения Чингисхана. Каких-либо подтверждений этой легенды в наши дни на Ольхоне не сохранилось, и историки убеждены, что Чингисхан никогда не был на этом острове.
Недалеко от мыса Кобылья Голова с 14 на 15 октября 1901 г. из-за сильного ветра сармы произошла крупнейшая корабельная катастрофа на Байкале, погибло 176 человек на судне «Потапов». В Иркутской летописи записано: «На берег волны выбросили 27 обледенелых трупов. Буря была настолько сильной, что тела несчастных рыбаков и рабочих, выброшенные на берег, примерзли к скалам на высоте 10 саженей» (одна сажень равна 2,13 м).
По дороге к мысу Хоргой и пос. Хужиру самая высокая точка на Хадайской горе. С нее открывается замечательная панорама южной части острова, а на перевале имеется обо в честь эжина – духа перевала.
Хоргой – степной мыс. Отделенный от Малого Моря галечной косой, байкальский сор имеет малые глубины и летом хорошо прогревается. Мыс Хоргой известен развалинами древней курыканской защитной стены. Это одна из наиболее хорошо сохранившихся древних стен на острове. По флангам видна каменная кладка высотой в отдельных местах до 1,5–2 м. Она обнаружена в 1879 г. И.Д. Черским. Сооружение каменных стен производилось без какого-либо скрепляющего материала. Рядом со стеной сохранились полуразрушенный ров, шириной 3,5 м и глубиной 1,5 м, и земляной вал.
Общая протяженность стены – 292 м, из них поперек мыса 202 м и 90 м – над пляжем с восточной, более пологой стороны мыса. С западной стороны, где мыс обрывается к воде отвесными скалами, следов стены нет. Именно здесь, на самом высоком месте мыса, обнаружен камень с выдолбленным углублением, предназначение которого непонятно. Высказывалось предположение, что это алтарный камень с углублением для сбора жертвенной крови, но пока это только рабочая гипотеза. Стена сложена из крупных камней, некоторые из них настолько большие, что поднимать их могли только несколько человек одновременно, кладка стены лучше сохранилась ближе к краям мыса. С восточной стороны перед стеной отчетливо видны остатки рва и покосившиеся, вертикально вкопанные 2-метровые плоские камни. Подобное ограждение перед крепостной стеной сооружалось, чтобы остановить нападавшего противника на конях. Входной проем конструктивно выполнен подобно стене на мысе Шибэтэ, но значительно больших размеров. Рассыпавшиеся камни указывают, что еще одна стена, подобная фундаменту башни, с внутренней стороны полукругом защищала въездные ворота. Здесь также можно видеть вертикально вкопанные большие плиточные камни. На восточной стороне мыса в начале 80-х гг. прошлого столетия можно было видеть следы больших кругов, оставленных, вероятно, стоявшими в этом месте длительное время юртами.
Назначение стены достоверно не установлено. Считается, что это укрепление, служившее для временной защиты. Однако в последнее время все большее распространение получает версия, что сооружение могло быть культовым святилищем. Так, за стеной на мысе Шэбэтском найдены захоронения людей. Место захоронения закрыто сверху каменными плитами, сложены они в виде могильного холма. По версии бурятского ученого Б.Б. Дашибалова, некоторые из таких мест могли являться культовыми объектами, а каменные стены и рвы оберегали от злых сил сакральное пространство. Для того чтобы усилить сакральные оборонительные функции городищ, приносились человеческие жертвы. Алтарем служили плоские камни с углублениями. Такие плиты с хорошо заметными углублениями шаровидной и цилиндрической формы обнаружены на мысе Хоргой.
Остров Огой (старое название – Угунгой, в переводе с бурятского языка – «безводный») самый крупный из островов в Малом Море, расположен напротив мыса Хоргой. На его вершине раньше находился маяк, теперь на его месте отчетливо видна белая буддийская ступа, возведенная летом 2005 г. Официально она именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд Единственной Матери Трома Нагмо. Другими словами, эта ступа относится к типу ступ просветления, в которую вложены различные буддийские реликвии и бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд. Среди священных реликвий, помещенных в ступу, есть также разные минералы и корпуса ржавых авиационных бомб.
Слово «ступа» в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка». Большинство исследователей считают, что прототипом ступы являются древние могильные курганы, строительство которых было связано с почитанием умерших. Первоначально ступа (монг. – субурган, тиб. – чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или реликвии, связанные с его жизнью. Со временем она преобразовалась в высокие монументы со шпилями, устанавливавшиеся над мощами святых, внутри которых замуровывались священные буддийские реликвии и субстанции. По буддийской космологии, ступа символизирует собой мировую гору Меру, через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо и связующая человечество с божественными мирами. В архитектуре ступы всегда соблюдается символика пяти составляющих ее частей, соответствующих пяти первоэлементам: основание – земля, лестница (ступени) – вода, купол (полушарие) – огонь, шпиль – ветер, навершие – пространство.
Место для строительства ступы хотя и выбиралось спонтанно, без каких-либо определенных причин, в итоге оказалось глубоко символичным. Остров Огой, протянувшийся узкой извивающейся полоской суши с юга на север на 2 км, с воздуха сильно напоминает танцующую дакиню с распростертыми руками, устремленную на север: отчетливо видится контур головы с плечами в северной части острова и разведенные в стороны и согнутые в локтях руки. Контур острова можно еще сравнить с образом сказочного джинна, высвобождаемого из лампы Аладдина, когда появляется извилистая змейка дыма, расширяющаяся вверху до контура головы. Ступа, сооруженная на самой высокой отметке острова (512 м), на высоте 60 м над уровнем Байкала, оказалась расположенной как раз в области груди, на месте сердца, контура острова. Огой своими вытянутыми очертаниями напоминает Ольхон, который, в свою очередь, походит на серповидный контур Байкала. Остров Ольхон находится в центре Байкала, остров Огой – в центре Малого Моря. В поэтических образах Байкал называют голубым сердцем Сибири, остров Ольхон – обиталищем грозных духов озера, сердцем Байкала, а остров Огой, вероятно, может стать почитаемым как «мать-остров». Ярко выраженная символика тройного подобия на сакральном языке означает, что выбранное место благодатно для возведения буддийской ступы. К этому следует добавить, что Огой в отличие от расположенного рядом острова Замогой, на который отселялись в прошлом больные проказой, во все времена оставался чистым. На нем, кроме постоянно гнездующихся чаек, никогда не проживал человек, то есть эта местность свободна от негативных энергий прошлых деяний людей и может считаться «чистой землей».
Местные ольхонские шаманы были против возведения буддийской ступы на изначально шаманской земле, тем более что буддизм здесь никогда не имел широкого распространения, резонно замечая, что они не едут в Тибет возводить свои шаманские обо на их земле. Против нарушения уникального природного биоценоза острова выступали и иркутские ученые. Тем не менее, несмотря на существующий запрет – нахождение людей на легкоранимых островах Малого Моря с маломощным растительным покровом, – буддийская ступа была сооружена и сейчас стала очередным туристическим объектом на Малом Море. Построенная ступа была покрыта специальной светоотражающей и влагозащитной краской, и теперь белоснежная ступа видна на значительном расстоянии со всех близлежащих островов и берегов Малого Моря.
Перед поселком Хужиром, слева от дороги, находится Малый Хужир. Это единственное место на острове, где можно погрузиться в мир бурятской старины и фольклора. В бурятской деревне уроженец этих мест Алексей Огдонов создал усадьбу-музей «Алтэн-морин». Изюминкой ее является родовой фольклорный ансамбль из 7 человек, самому старшему из которых 84 года, а самой юной участнице – 6 лет. Все участники наряжаются в национальные костюмы, бабушка с табакеркой прядет пряжу, а хозяин может заранее приготовить целого барана. В юрте-музее можно увидеть оригинальный шаманский онгон, кованые сундуки и старинные предметы быта, собранные со всего Ольхона. Здесь же можно нанять лошадей, остановиться на ночлег в войлочных или бревенчатых юртах.
Рядом с Хужиром находится Скала-Шаманка, или еще ее называют Бурхан-мыс, одна из 9 святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на озере была пещера в скале мыса, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Первые исследователи Байкала в XVIII–XIX вв. отмечали, что пещера эта вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной Скалы-Шаманки. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий. Пещера мыса считалась местопребыванием эжина – хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона.
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в ней проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.
Название Скала-Шаманка изменилось, когда среди бурят начал распространяться буддизм. Ее стали называть Бурхан-мыс – «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ в. для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться.
В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире. Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что, даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом на коне мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывались сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня следом на поводу. Известный российский ученый В.А. Обручев, исследовавший Байкал, писал по этому поводу: «...но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т. е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник – бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещеным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое».
Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера (вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину – от 3 до 4,5 м, высоту – от 1 до 6 м. Наиболее удобен вход в нее с западной стороны, где имеется площадка перед пещерой. Раньше в ней был боковой коридор, ныне это ответвление завалено обрушившимися камнями. В старину в Шаманской пещере находилась ламаистская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей 1902 г., в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом нее лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. У входа в пещеру на скалах были нарисованы белой краской изображения буддийских божеств, не сохранившиеся до наших дней. В течение продолжительного времени здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. В 1952 г. археолог П.П. Хороших нашел в пещере на сланцевом отщепе изображение женщины-шаманки. Археологический материал представлен обломками металлического сосуда типа буддийской «габалы», железной пряжкой, керамической плиткой со штампованным рисунком, обломками древков стрел.
Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за 2 версты. Запрет для них проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может осложнить роды – и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что территории, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Особенно запрет на посещение его касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Нельзя осквернять скалы надписями и битьем бутылок, плохими словами и мыслями.
На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, и обещания об исполнении долга. Сюда приезжали бездетные из разных регионов с просьбой о даровании детей. Как известно по одному из вариантов, Хан Хутэ-баабай усыновил трех беркутов, которые впоследствии передали шаманский дар людям. От сожительства этих трех орлов с бурятскими женщинами пошел род ольхонских шаманов шабууни ноед.
Севернее Бурхан-мыса находится великолепный песчаный пляж Сарайского залива, который протянулся на 3 км. Валы из песка скрывают уютные поляны в глубине берега, окруженные сосновым лесом. Песчаная местность тянется примерно на километр в глубь берега.
Урочище Песчаное расположено в 20 км севернее пос. Хужира в заливе Нюрганская губа и известно своими живописными песчаными дюнами. Постоянные ветры, дующие с моря, переносят песок с берега и образуют песчаные отложения, которые в виде высоких холмов, гряд, дюн занимают площадь около 3 кв.км. Это самые крупные по площади песчаные отложения не только на острове Ольхон, но и на всем западном побережье Байкала. В 1950 г. на берегу построили рыбацкий поселок из 20 домов. К 1970 г. его почти засыпало песком, и жители вынуждены были покинуть его.
На песчаных дюнах растет редкое растение, не встречающееся больше нигде в мире, – астрагал ольхонский, многолетник из семейства бобовых. Цветет в июле. Размножение семенное, бобы достигают не более 1 см в длину. На кромке леса, там, где пески обрываются, можно встретить ходульные деревья, поднявшиеся на 30–40 см на своих корнях. Их высота значительно меньше, чем у знаменитых деревьев в бухте Песчаной. Царское правительство России вынашивало планы строительства в этом месте каторжной тюрьмы и отселения в связи с этим бурятского населения с острова. В 1913 г. здесь даже работала комиссия по выбору места под строительство. Из-за начавшейся вскоре в стране революционной смуты тюрьма так и не была построена.
Саган-Хушун – «белый мыс» – чрезвычайно живописный скалистый мыс протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Находится он в 4 км от северной оконечности острова – мыса Хобой. Выше средней скалы есть небольшая пещера, ориентированная входом на запад. Карстовая пещера длиной 9 м, шириной 6 м и высотой 2,5 м, вероятно, раньше имела продолжение. Сейчас проход закрыт большим треугольным камнем, но о наличии продолжения свидетельствует тяга в карстовых отверстиях в своде. Судя по находкам обломков керамики в песчаных отложениях на полу пещеры, она служила временным убежищем для древних людей Прибайкалья.
На уровне прибоя в скалах Саган-Хушуна имеются многочисленные гроты. Самый большой из них расположен под скалой Средний Брат, рядом с небольшой бухтой. Его размеры достаточны, чтобы заплыть внутрь на лодке. Длина составляет 8 м, ширина – 4 м и максимальная высота – 3 м. Особенно эффектен грот в ледяном убранстве зимой. Другой глубокий волноприбойный грот находится восточнее скалы Меньший Брат и ориентирован входом на север. Его можно осмотреть только зимой: заползти по льду в узкий 14-метровый ход.
Мыс Саган-Хушун внесен в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной формы, известными у местного населения под названием Три Брата. Красивы они в лучах заходящего солнца. Особую мистическую красоту этого места так описывает писатель В. Распутин: «С этой скалы трудно смотреть на Байкал – так переполнен он силой, мощью, небом и водой, так великограден он по сторонам, где протягиваются горы, и великоположен могущественным и таинственным путем посредине. При виде этой картины приходят в смятение чувства и жалкует ум. Тут и выбирал я место для покойствующего Чингисхана. Сюда бы приводил я грешников всякого рода, чтобы видели они, против какого мира идут войной; здесь находить слабым душам утешение, больным выздоровление, чрезмерно здоровым гордыней и самомнением – усекновение».
Хобой (в переводе с бурятского «хобой» – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах. Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ему. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу. Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Зимой со льда можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. Для посещения самого длинного (19 м) нужен фонарик. В скалах на уровне воды на мысе имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.
Рядом с Хобоем усилиями местных экскурсоводов-водителей возникла новая достопримечательность – скала Любви (мыс Шунтэ-Левый), при определенной фантазии напоминающая раздвинутые и согнутые в коленях ноги женщины. Обычно при ее посещении гиды рассказывают сочиненную ими же байку: «Если у бурят не получалось зачать ребенка, они приезжали на эту скалу, и у них все получалось. И сейчас это живет, если у кого не получается, можно сюда приезжать и пробовать». Понятно, что после такой присказки туристы с удовольствием бегут на скалу испытать волшебную магию этого места.
За мысом Хобой пологая падь. Метеостанция в Узурах относится к числу старейших на Байкале. Она работает с 1953 г. Совместно с метеостанциями, расположенными на Большом Ушканьем острове, в Давше, на мысе Солнечном и в Томпе, она ведет мониторинг состояния погоды на Байкале. С левой стороны долины в мраморах есть небольшая пещера и двухметровая изящная скалистая арка. В этой пещере были найдены нефритовые рыбки, свидетельствующие о проживании здесь рыбаков в древности. Археологическое обследование впервые осуществлено Н.М. Ревякиным в 1953 г. Дальнейшее изучение пещеры проведено в 1956 г. П.П. Хороших. Археологический материал составляют каменный наконечник стрелы, игла из кости, фрагменты керамики, остатки фауны и кострище. Н.М. Ревякиным было зафиксировано погребение человека. В сланцево-мраморных скалах геологами найден минерал – изумрудно-зеленый турмалин.
Западное побережье острова Ольхон, омываемое водами Малого Моря, большей частью пологое, со скалистыми мысами и глубоко вдающимися в берег бухтами. Восточное, напротив, горное, скалистое, круто обрывается в Байкал, глубоких бухт здесь нет. Именно на южном побережье Ольхона находится самая высокая точка острова - гора Жима (1276 м). И всего в 11 километрах от высшей точки Ольхона находится самое глубокое место Байкала - отметка 1637 м. В этих местах крутизна подводного склона вблизи острова достигает 30-40 градусов.
Гора Жима (Ижимей) - самая высокая точка острова. Гора считается священной у местного населения. Название Ижимей происходит от слова «эжин» – «хозяин местности». Древние шаманские мифы повествуют о божестве грома Угэтэ-нойоне, сыне Божественного Неба, пожелавшем обосноваться здесь, рядом со знаменитым ольхонским шаманом Нагре-бо, но затем он уступил свой дворец на г. Жима шаманской чете, а сам перебрался ближе к озеру. По преданию, священная гора Жима была обиталищем духов и божеств. По легенде, записанной бурятским ученым М.Н. Хангаловым, она являлась главным шаманским святилищем острова, на ней в старину жил царь всех шаманов – Божественный Орел, сотворивший множество ольхонских белоголовых орлов. На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, ольхонскими шаманами. Ольхонский краевед Н.М. Ревякин, в 1950-е гг. посетивший вершину Ижимея, свидетельствует о нахождении там строения в виде чума, крытого лиственничной корой, и небольшой деревянной избушки, в которой находился столик-алтарь со следами обильных жертвоприношений. Духа горы представляют в образе древнего старика с бородой. Неоднократно местные жители рассказывали, как старец с длинной белой бородой помогал заблудившимся в лесу на склонах мыса Ижимей детям выйти к жилью. Вера в его существование настолько велика, что эти рассказы можно услышать по сей день.
Существует несколько вариантов легенд, связанных с обитанием на этой вершине хозяина острова. Согласно одной из них, после поединка между небожителями за право обладания островом победитель удалился на священную гору мыса Ижимей, чтобы рассмотреть свои новые владения. С вершины ему открылась величественная панорама: со всех сторон просматривалась синяя гладь озера с горами на горизонте, а вокруг горы простиралась густая зеленая тайга. На время отсутствия для охраны своих владений небожитель оставил в пещере слугу в виде медведя с белой полоской на шее, который, как считается, до сих пор живет там и наказывает незваных гостей за вторжение в свои владения. Система запретов, табу, на посещение этой горы всеми, кроме шаманов, известна с древних времен. В сознании шаманистов эта гора является священной, здесь посредством ритуала осуществляется связь с миром духов.
В конце XIX в. исследователь Байкала И.Д. Черский записал со слов местных жителей: «На острове самая высокая гора Ижимей. По поверью ольхонских бурят, на ней находится громадный бессменный медведь в цепях. На эту гору буряты не осмеливаются заходить».
На западном склоне растет реликтовый ельник. Площадь его 340 га. Плотность ельника настолько велика, что другие породы здесь не растут. Уникальность ельника заключается в том, что он сохранился с ледникового периода и выжил, несмотря на засушливый климат Ольхона, благодаря наличию подпочвенных вод.
На территории острова Ольхон находятся археологические памятники и памятники природы, охраняемые государством, хотя весь Ольхон уже пора объявить памятником природы и начать действительно охранять.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.