Янтарь - это ископаемая смола мел-эоценового возраста, продукт жизнедеятельности деревьев Pinus succinieferra. Цвет меняется в широких пределах от почти бесцветного до черного, пребладает золотисто-желтая и красноватая окраска различной интенсивности. Вполне может быть, что янтарь – один из первых самоцветов, который древние люди использовали в качестве украшений. Во всяком случае, его часто находили в пещерных стоянках древнего человека и в неолитических памятниках. Первое упоминание о янтаре относится к десятому веку до нашей эры и содержится в ассирийской клинописной надписи на обелиске, хранящемся в Британском музее в Лондоне.
Легенды о происхождении янтаря красивы и поэтичны.Легенда о ФаэтонеФаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней. Гелиос отказывал, говоря: "Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево - можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься - станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели". Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе обезумели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: "Зевс-громовержец, спаси!" Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана. Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю. Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь.
Легенда о МелеагреПолна приключений судьба древнегреческого героя Мелеагра. Его отец, царь Калидона Ойней, принося богатые жертвы богам-олимпийцам, забыл принести жертву Артемиде, и та напустила на страну грозного кабана, который опустошал земли. Горе царило в окрестностях Калидона, и тогда Мелеагр решил устроить облаву на кабана. С помощью аркадской охотницы Аталанты ему удалось убить зверя. Тогда богиня Артемида перенесла свой гнев на Мелеагра и устроила распрю между жителями Калидона и соседнего города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери.
Легенда имеет два варианта завершения. По одной версии, мать молила богов покарать ее сына, и Аполлон убил Мелеагра. Вторая версия обращается к более ранним фактам из жизни героя: когда Мелеагр родился, к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала: "Твой сын умрет тогда, когда на очаге сгорит вот эта головня..." Алфея выхватила головню и спрятала в ларец. Но когда до матери дошла весть об убийстве Мелеагром ее брата, она вспомнила о предсказании мойры, выхватила головню из ларца и бросила в костер. Как только головня превратилась в пепел, Мелеагр скончался.
Так или иначе, но сестры героя очень горевали о кончине Мелеагра. Ставшие от горя птицами, они долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы превратились в янтарь.
Каститис и Юрате (древнелитовская легенда)На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него. К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть. Ревнивый бог Перкунас жестоко покарал рыбака, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря.
В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате.
Осколки Солнца (прибалтийская легенда)Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня...
Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда)Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой... По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь.
Имант Зиедонис "Янтарная сказка" (Латвия)Человек встретился с Кротом. Крот очень удивился, узнав, что у Человека нет ни одного кусочка янтаря, и пригласил его в свою подземную мастерскую, где из янтаря кроты-мастера изготавливали удивительные украшения, в которых янтарь, даже самый заурядный, как бы излучал волшебный свет. Перед тем, как приступить к работе, мастер советуется с каждой отдельной янтаринкой, во что ее лучше одеть и как ее лучше обработать. Когда Человек уходил из мастерской, Крот предложил взять ему что-нибудь на память. Человек выбрал кусочек с названием "Любовь", и с тех пор янтарь всегда помогает ему: и усталость снимет, и подскажет, меняя цвет, где добрый человек, а где злой.
Маленькая янтарная фигурка, по словам Плиния Старшего, стоила дороже живого раба. Гомер в "Одиссее" упоминает о том, что в числе других ценных подарков женихи преподнесли Пенелопе "цепь из отделанных в золото с чудным искусством светлых, как солнце, больших янтарей", и щит Геракла был инкрустирован пластинками янтаря. Янтарь украшал венец египетского фараона Тутанхамона. Во время Нерона в Древнем Риме уже господствовала янтарная мода. Из янтаря вытачивались различные предметы роскоши. Римский тиран посылал своих купцов на Север за балтийским янтарем. Сам император предпочитал всем янтарям черный янтарь. В Японии члены императорской семьи носили янтарь вишневого цвета: считалось, что он напоминает цвет крови почитаемого в Японии дракона.
Название янтаря "амбра" было заимствовано римлянами из арабского языка. Арабы считали его затвердевшей росой, упавшей с неба. Греки называли янтарь "электрон" - по имени звездного скопления Плеяд в созвездии Тельца. В древней Руси янтарь называли "илектр" - есть версия, что именно горючесть янтарной смолы послужила созданию мифического явления "бел горюч камень Алатырь", появляющемся во множестве старорусских сказок и легенд. После трансформации в "амбер" слово вошло во многие современные романские и англосаксонские языки. В Германии янтарь называли "бернштейн" (горючий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая при этом приятный аромат. В русских и других славянских языках за ним сохранилось старое славянское название "янтарь", возникшее, видимо, от литовского "гинтарас". Латышское "дзинтарс" - это янтарь.
После жемчуга янтарь был вторым по популярности самоцветом, в основном из него изготавливали бусы и вставки для колец и серег. В Средневековье янтарь широко использовался в Европе и России для изготовления предметов культа - четок, украшений для окладов икон; у патриарха Никона был янтарный посох. Высочайшего уровня развития достигало янтарное дело в 17-18 веках - тогда из янтаря вырезали статуэтки, делали инкрустации и мозаики. Из соединенных между собой без каркаса стык в стык пластинок создавались крупные предметы интерьера - скульптуры, шкатулки, табакерки, сосуды, вазы, подсвечники…
Именно тогда была создана знаменитая Янтарная комната (первоначально - Янтарный кабинет), знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Великой Отечественной войны. Янтарная комната была создана мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Когда в 1709 году работа была завершена, плохо закреплённые янтарные панно рухнули. Король разгневался и выслал мастера из страны. Уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнес кабинет Петру I в дар. Петр оценил подарок: "Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали," - писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф.Б.Растрелли "исправить" кабинет. Растрелли ввел в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причем настолько, что ее до сих пор иногда называют "восьмым чудом света". Около 200 лет комната сохранялась без изменений.
С исчезновением Янтарной комнаты связано множество легенд.Согласно одной из них, сразу после подписания Пакта о ненападении 1939 года А.Н.Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А.О.Баранову было предложено сделать копию Янтарной комнаты. Одновременно делались две янтарные комнаты: копия Баранова и макет в масштабе 1:1, который делали его ученики. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его место установили копию. Ее сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики, которые спустили в подвалы Екатерининского дворца. А макет установили в зале, где Янтарная комната стояла два века. Таким образом, в Царском Селе оказались три янтарные комнаты. Дальнейшая судьба их всех неизвестна.
Другая версия выглядит так. В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату. С 1942 по весну 1944 года она была выставлена для обзора в Королевском замке Кенигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками. После штурма советскими войсками Кенигсберга в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Ее дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой.
Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кенигсбергского замка, но уже с 1946 года все чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигается множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кенигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе "Вильгельм Густлофф", или же на переданном США в счет репараций крейсере "Принц Ойген".
Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине английских летчиков, бомбивших Кенигсберг. Однако эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но после него комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка, как говорится "от греха подальше".
2. Комната была спрятана нацистами на территории Кенигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала "Шпигель" ("Spiegel"), который финансировал проводившиеся в 2001-2008 годах раскопки, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году. Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кенигсберга 30 ящиков с янтарными панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для ее хранения необходим специальный режим влажности и температуры, иначе "солнечный камень" просто начнёт разлагаться.
3. Комната все же была эвакуирована из Кенигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии, Польши или Чехии. В этом случае она также может считаться утраченной - по той же причине.
4. Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американской армии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства, и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров.
5. Нацисты тайно вывезли Янтарную комнату в Южную Америку, и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего рейха. Поскольку о владельцах "всплывших" предметов практически ничего неизвестно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.
6. Комната сгорела при пожаре, устроенном солдатами Красной Армии. Замок уничтожен, как символ нацизма, против которого они боролись.
С другой стороны, "всплывшие" предметы могли быть просто похищены немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты было спрятано в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната все же погибла - либо при штурме Кенигсберга, либо впоследствии - в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.
С 1981 года были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Журавлёва А. А.). Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной "Царскосельской янтарной мастерской": искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья. В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была восстановлена в полном объеме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания Рургаз). Сейчас доступна для посещения в Екатерининском дворце.
Янтари с застывшими в них насекомыми имели особую товарную ценность. В начале нашей эры за янтарь, содержавший муху, финикийские купцы платили 120 мечей и 60 кинжалов. В начале XIX века такие янтари были особенно модны во Франции и России. Янтарь - источник наших знаний о тех далеких эпохах, когда существовали янтароносные леса. Это, по образному выражению В.Г.Сребродольского, "информационные окна в те далекие миры". Прозрачная глубина янтаря сохранила многие организмы, возраст которых - десятки миллионов лет. Обычно среди пленников встречаются мухи, пчелы, комары, осы. Иногда попадаются и более экзотические организмы - кузнечики, термиты, бабочки и др. Встречаются включения растений, цветов, грибных спор, семян и т. д. С их помощью можно изучать древнюю флору и фауну. Благодаря янтарю стало известно около 200 видов растений и 1200 видов членистоногих. Кроме остатков растений и животных выявлены бактерии, кораллы, моллюски, перья птиц, шерсть и следы ног млекопитающих и др. Насекомых, по-видимому, привлекал блеск поверхности смолы - то же происходит сегодня с насекомыми, летящими на свет электрической лампочки.
Включения всегда существенно повышали стоимость янтаря. Еще Плиний Старший в "Естественной истории" упоминал об имитации янтаря с ящерицами. Там ящерицу помещали в обычную канифоль. Китайские "мастера" изготавливали из живицы такой "янтарь", что его трудно было отличить от настоящего. Ловкие дельцы заключали в него лягушек и рыб. Как известно, лягушек издавна считали символом плодородия и изобилия. Конечно же, такие поделки стоили больших денег.
Находка, возраст которой от 97 до 110 миллионов лет, была сделана в куске янтаря, найденном в Бирме в 2012 году. Это первая находка, демонстрирующая процесс охоты древних пауков. Палеозоологи впервые обнаружили древнего паука в процессе атаки на жертву. Об этом сообщает журнал Historical Biology. Внутри камня хорошо виден паук (новый вид, получивший название Geratonephila burmanica), который атакует застрявшую в паутине осу. Оса также принадлежит к новому виду, который назвали Cascoscelio incassus. Ученые считают, что оса, скорее всего, паразитировала на пауках. По словам исследователей, это первая находка, наглядно демонстрирующая процесс охоты древних паукообразных. Этот процесс не слишком отличался от современного. Помимо упомянутых останков, в янтаре были обнаружены останки еще одного паука G. burmanica. По мнению ученых, это можно считать первым доказательством наличия социального поведения у пауков в далеком прошлом. В янтаре сохранились нити древней паутины, которая также представляет значительный интерес для ученых.
Различают около двухсот пятидесяти разновидностей янтаря. Размеры кусочков варьируются от 1 мм до камней с гусиное яйцо, изредка встречаются крупные глыбы весом более 1 кг. Различается янтарь и по степени прозрачности – от матового до совершенно стекловидного, а также по цвету. Оттенков у него не меньше, чем цветов в спектре – есть водянисто-прозрачные "льдистые" камни, беловато-матовые "костяные", зеленоватые, вишнево-красные, серебристые, черные… Если внутри смолы застыло множество пузырьков воздуха, она приобретает пенисто-белый цвет.
Породы, содержащие янтарь, подвергаются активному воздействию морских волн. Самый древний способ добычи янтаря очень простой: выброшенные морем куски собирались людьми на побережье. Особенно много янтаря море исторгало во время так называемых янтарных бурь. По ориентировочным подсчетам, морские волны ежегодно выбрасывают на берег около 40 т янтаря. В 1800 г. за один штормовой день на Польском побережье Балтийского моря на берегу было собрано 150 бочек самоцвета. После ночного шторма в 1862 г. на берегу было собрано около 2 т янтаря. А выброшенную морем огромную массу янтаря в 1878 г. в районе Янтарного местные жители собирали в течение нескольких лет.
Начиная с XIII в. янтарь не только собирали, но и ловили сачками в море. Мужчины заходили по пояс в воду и сачками на восьмиметровых шестах вылавливали водоросли с запутавшимся в них янтарем, который женщины и дети выбирали на берегу. С XVIII в. производилась шахтная добыча янтаря, позже предпочтение было отдано открытым разработкам. Карьерный способ используется и в настоящее время. Гидромониторы мощной струей размывают покрывающие породы, под которыми находится содержащая янтарь "голубая земля". Шагающий экскаватор отбирает "голубую землю" и ссыпает ее в кучи, которые затем гидромониторами размываются и превращаются в жидкую кашицу. Вместе с содержащимся в ней янтарем эта масса по трубопроводам направляется на расположенную вблизи карьера обогатительную фабрику, где янтарь очищают и сортируют специальными решетами на три фракции: более 32 мм; от 32 до 18 мм; от 18 до 2 мм.
В местах добычи янтаря существуют небольшие предприятия по изготовлению ювелирных изделий и картин из янтарной крошки. Крупные месторождения янтаря располагаются в Калининградской области (город Янтарный). Янтарь добывается также в России на Южном Сахалине, на Украине, в Азербайджане, Польше, Германии, Англии, Румынии, Италии, Нидерландах, в Верхней Бирме. Небольшое количество добывается в США, Канаде, Мексике, Швеции, Дании, Доминиканской республике, Гаити.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.