Дидинский тоннель – заброшенный железнодорожный путь длиной более 1 км. Он находится в Свердловской области, на перегоне Ревда – Дружинино.
Согласно официальному источнику (пресс-служба Свердловской железной дороги), поезда по Дидинскому тоннелю пошли в 1918 году. Решение о строительстве было принято еще в конце XVIII века. Однако началось только в 1914 году. Тяжелую работу проводили местные жители и военнопленные. Все вручную, без тяжелой техники.
Масштабы и величественность сооружения впечатляют. Подземный коридор имеет 1123,7 м в длину, ширина составляет 4,65 м, высота – 6,1 м. Своды выложены камнем, некоторые участки забетонированы. В стенах находится 16 небольших ниш, где укрывались рабочие во время движения поезда, и 3 больших ниши с колодцами. Снизу – канал для прохождения воды, сверху – вентиляционная система. По воспоминаниям, раньше тоннель закрывали с обеих сторон брезентовыми шторами. Перед приближающимся поездом их открывали.
Последний поезд прошел по Дидинскому тоннелю в декабре 1995 года. Рельсы разобрали сразу после закрытия тоннеля. Сейчас поезда движутся немного в стороне от тоннеля. Обходной путь был сдан в эксплуатацию как раз в декабре 1995 года.
Помимо основного хода, существуют еще два технических, которые идут параллельно. Один ход идет ниже уровня основного тоннеля, и необходим для отвода воды. Попасть в него можно в нескольких местах. По всей видимости, он должен был отводить воду из тоннеля до реки. Пройти его полностью довольно сложно, он не очень широкий и не высокий. Слева сбойка с основным тоннелям, прямо уходит в темноту ход дренажного тоннеля, сзади то же самое.
Если раньше все это обслуживалась, то сейчас в очень плохом состоянии. Подняться наверх сложно, даже при наличии лестниц, трудностей добавляет вечно стекающая вода и лед. Отсюда уходит наружу вентиляционная шахта, по неподтвержденным данным, ее глубина 50 метров. Вверх действительно очень высоко, еще она уходит вниз, по всей видимости до дренажного тоннеля. Говорят, если сверху бросить предмет, то вниз он будет лететь долго, а если в середину смахнуть снег, то он поднимется вверх через поток воздуха.
Вентиляционный тоннель выполнен в виде яйца и очень похож на дренажный, только чуть пошире. Он идет параллельно основному тоннелю и имеет тупиковые ответвления в его сторону. Возможно есть еще, но была замечена только одна шахта, которая выходит непосредственно в сам тоннель.
Тоннель был закрыт из-за сильного обводнения. Работникам приходилось постоянно счищать с путей лед, а скорость прохождения поездов по тоннелю снижали до скромных 10 км/ч. После закрытия тоннеля поезда пошли по построенному неподалеку наземному обходному пути. Для этого прорезали гору, а также проложили насыпь. Дренажная система сейчас полностью разрушена, поэтому внутри скапливается много воды. Зимой она замерзает, а летом даже в жаркие месяцы лед не всегда успевает растаять.
Конечно, есть и связанные с этим местом легенды.
Строительство тоннеля началось с двух сторон. По планам инженеров посередине должна была пройти стыковка. Руководитель проекта ошибся в своих расчетах, из-за чего получился небольшой изгиб. По легенде, это настолько расстроило главного инженера, что тот покончил жизнь самоубийством. Теперь его дух бродит по подземному коридору.
Строительство тоннеля завершилось в 1918 году, началась Гражданская война, и именно через Дидинский тоннель шли эшелоны Колчака в Сибирь. По легенде, где-то в тоннеле спрятаны сокровища. Этот факт до сих пор не дает покоя кладоискателям, которые верят в правдивость этой легенды и приезжают сюда на поиски золота.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.