Главная » Книги, журналы » Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015)

 

Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015)


Автор: Cat20087; Добавлено: 16-09-2015, 17:09; Просмотров: 282; Комментариев: 1

Категория: Книги, журналы

Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015)

Еженедельный журнал, увлекательно рассказывающий о тайнах космоса, аномальных зонах, необычных существах, авариях и глобальных катастрофах, приключениях, истории и личностях. Реалии и мистика нашей жизни.

В номере:


Название: Тайны ХХ века
Издательство: ООО "Пресс-Курьер"
Год выхода: 2015
Номер: 35
Страниц: 39
Формат: PDF
Качество: Хорошее
Язык: Русский
Размер: 39.14 Мб

Скачать журнал Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015)

Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015) Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015) Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015) Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015) Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015) Тайны ХХ века - № 35 (сентябрь 2015)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.



Дополнительная информация!

    1. Просьба о битой ссылке сообщать в комментарии. Ссылка считается битой, если файл удален с сервера файлообменника.
    2. Как скачивать с файлообменников смотрите в "Навигации по сайту" в разделе  "Помощь новичкам (FAQ)"
    3. Все файлы предоставлены исключительно для ознакомления. После ознакомления Вы обязаны легально приобрести лицензионную версию понравившегося Вам продукта, а скачанный файл удалить с компьютера.

<
  • Публикаций: 2662
  • Комментариев: 1128
  • ICQ:
16 сентября 2015 18:381 написал: Cat20087
  • Группа: Гл. редакторы
  • Регистрация: 29.01.2012
  • Статус: Пользователь offline
 

# Ссылка на комментарий    



Из статьи "Ученье - свет":

Каждый год в первый день сентября миллионы школьников садятся за парты и принимаются грызть гранит науки. Однако не всегда обучение проходило так, как в наши дни. В частности, российская школа имеет собственную богатую историю. Перевернем же несколько ее страниц.

Источники в один голос говорят о том, что школьная наука в Русском государстве появилась лишь при жизни Владимира Красное Солнышко. Считается, что первую школу создали в Киеве по его приказу в 988 году, то есть сразу после того, как в стране воцарилось христианство. Летописец сообщает, что "посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Предание говорит также о крайнем нежелании родителей-язычников отдавать своих чад в учение к христианам: матери оплакивали уходящих на занятия детей так, словно те отправлялись на верную смерть.

В дальнейшем школы устраивались преимущественно при монастырях либо храмах, и священнослужители приобрели дополнительные функции педагогов. Уже в те далекие времена ребятишек традиционно отдавали в учение семи лет от роду. Учебный год обычно начинался на день пророка Наума - 14 декабря (1 декабря по старому стилю), а не 1 сентября, как в наши дни, - и продолжался до Пасхи. Первоначально детям показывали буквы, изучив которые, они приступали к заучиванию и разбору текстов Писания. Лишь столетие спустя к предметам изучения прибавились счет (простейшие математические действия) и пение (как и книги, преимущественно церковное). Домашнего задания древнерусские наставники не давали - ученики должны были все запомнить в течение урока, для чего весь материал повторялся хором по несколько раз.

Однако обучение наукам касалось лишь мальчиков - считалось, что девочкам книжная премудрость ни к чему. Пока мальчики зубрили буквы и разучивали священные тексты, девочек учили шить и вышивать, готовить и вести домашнее хозяйство. Только столетие спустя после организации школы при дворе Владимира Крестителя князь Всеволод Ярославович учредил первое женское училище. Пример девушкам из богатых семей показала его дочь Анна, которая возглавила училище и одновременно обучалась в нем вместе с остальными.

К концу XI столетия в летописях упоминаются школы, действовавшие в Новгороде, Муроме, Полоцке и Владимире, - иными словами, детишек обучали к этому времени по всей Руси. Археологами было обнаружено множество берестяных грамот XI-XIII веков, которые заменяли нашим предкам переписку на бумаге. Их писали не только бояре и купцы, но также ремесленники и даже крестьяне, причем женщины отправляли ничуть не меньше писем, чем мужчины.

Традиция повсеместного обучения сохранялась со Средних веков и по-прежнему не знала сословных границ. К началу XVII века школа на Руси начала приобретать знакомые нам черты. Явившийся на занятия поутру ребенок оставался там до вечера, сигналом к окончанию уроков служил звон к вечерне на церковной колокольне. Коллектив учащихся именовался дружиной, и сидели все ребятишки в одном помещении, но наставник обучал каждого из них отдельно, в зависимости от возраста и способностей. Другое название соучеников дожило до наших дней: каждому знакомо слово "однокашник". Оно произошло от совместного питания в перерыве между уроками, когда ребята сообща поглощали "казенную" кашу.

Кроме уроков, набор которых мало изменился за несколько столетий, на школяров возлагались ежедневные "дежурства". Дежурных назначали по очереди, в их обязанности входили топка печей, обеспечение уроков лучиной для освещения, уборка помещений и прочие хозяйственные заботы. Никому не приходило в голову отлынивать, поскольку за лень полагалось наказание. Вообще, тогдашних школьников держали в строгости - куда там нынешним либеральным временам! Отвлекаться от занятий не полагалось - даже попить воды за день можно было лишь трижды. а за разрешением отлучиться по нужде нужно было обращаться к старосте, и не слишком часто. Основным наказанием ослушникам служила розга, недаром в одной из азбук той эпохи прямо сказано, что «розга ум вострит и возбуждает память». Не менее суровыми наказаниями считались стояние в углу коленями на горохе, отправка в карцер (которым обычно назначался "нужной чулан") и оставление после занятий для отдельной вразумительной беседы с педагогом.

Интересно, что правила поведения распространялись не только на здание школы и действовали также на улице и в домах учеников. Всячески порицалось бесцельное блуждание по улицам и посещение разнообразных увеселений наподобие ярмарок, гуляний и скоморошьих представлений. Отпущенный из школы отрок должен был "со всем смирением" направиться домой, избегая "шуток и кощунств, резвого бегания и всяких подобных детских глумлений". Еще одно любопытное правило строго воспрещало "выносить сор" любого рода из школьной избы. Дома нельзя было рассказывать о том, что хорошего и плохото произошло за день занятий. Эта установка делала невозможным вмешательство кого-либо в школьные дела и процесс воспитания и полностью исключала такой популярный в наши дни педагогический метод, как вызов родителей в школу.

С начала XVIII века стараниями царя Петра I образование в России стало не то чтобы меняться, но изрядно расширяться и приспосабливаться к нуждам эпохи. Учебные заведения развивались в нескольких основных направлениях. Удовлетворять потребность в квалифицированных кадрах должны были профессиональные школы: строительная, аптекарская, типографская, горнозаводская и другие. Кроме профильных предметов в них давали также знания по русскому языку, арифметике, философии, политике. Создавались такие школы для детей из дворян, но это формальное правило часто нарушалось, и в школы принимались мальчики из простых сословий.

Поскольку Российская империя много воевала, все более востребованными становились офицеры. Для их подготовки были созданы Бомбардирская (артиллерийская) и Преображенская (пехотная) школы. Позже возникла школа математических и навигационных наук, где в программу входили астрономия, география, морское дело и прочие соответствующие науки. Для малограмотных, но упорных кандидатов в навигаторы открыли два начальных класса, где учили чтению, письму и счету. Ученикам полагалась стипендия, проживать разрешалось на съемных квартирах. Устав школы был весьма суров - например, прогульщики наказывались штрафом, а тех, кто сбегал из школы, и вовсе ожидала смертная казнь.

Общее светское воспитание давалось в новых учебных заведениях - гимназиях. Первую из них открыл лютеранский пастор Глюк, и в дальнейшем их начальниками часто становились европейцы. Основой программы в гимназиях считались иностранные языки. Кроме них гимназистов обучали не только арифметике, философии, истории и географии, но также танцам, фехтованию, верховой езде и манерам.

Сильно расширился в этот период список русскоязычной педагогической литературы. Одним из первых трудов стал бесподобный документ под названием "Юности честное зерцало", который создавался по личному указанию Петра I. Книга эта поистине универсальна: в первой ее части содержится учебная информация (алфавит, правила счета и выдержки из Священного Писания), а во второй - поучения для молодежи на все случаи жизни. Наставления впервые в истории русской учебной литературы излагались доступным разговорным языком, вероятно, затем, чтобы достичь разума даже самых непросвещенных читателей.

Часть текста устарела и может позабавить современного школьника, но многое осталось актуальным по сей день. "Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны". "Сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, и тем других людей или малых детей пужает". "Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник". Не правда ли, эти цитаты из книги трехсотлетней давности дают советы, которые могли бы пригодиться некоторым "отрокам" и в наши дни?

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.